Вы здесь

Описание Богородице - Рождественского Коневского монастыря: Page 9 of 9

VIII
Нынешнее положение Коневского монастыря.

На юго-западном берегу Коневского острова, на небольшом возвышении, мирно приютилась Коневская обитель. Среди белеющихся каменных её флигелей величественно поднялись каменный пятиглавый собор и колокольня с зелеными главами, осенённые вызолоченными крестами. Налево от обители на пригорке высится каменная двух-этажная с мезонинами гостиница; направо, на берегу, из-за леса виднеется гостиница другая, деревянная. От святых ворот, из-под колокольни по отлогости спускается к береговой часовне широкая аллея, окаймленная кленами и березами; по левой сторонп аллеи к гостинице и к лесу до пристани разрастается молодой парк; по правой высится каменный двух-этажный дом для приёма странных и нищих. В озеро выступила длинная деревянная пристань с перилами; за нею поместилась небольшая гавань, защищенная со стороны озера двойною высокою стеною из громадных бревенчатых ящиков, нагроможденных камнями. Гавань эта—единственное безопасное пристанище для судов у берегов Коневца. С парапета пристани открывается великолепный вид на озеро, особенно во время сильной бури, когда несутся сюда громадные волны с пенистыми гребнями.

Входом в монастырь служат святые ворота; на них изображены, во весь рост, основатель обители Преподобный Арсений, коневский чудотворец, и первый её именитый посетитель—св. Евфимий, архиепископ новгородский; над ними Нерукотворенный образ Спасителя и образ Коневской Божьей Матери и сверху—благословляющий Господь Саваоф.

Над святыми вратами высится 17-ти саженная колокольня; от неё в обе стороны тянутся монастырские флигеля, образующие сплошной четырех угольник, длиною в 234 сажени.

В центре четырехугольника возвышается двух- этажный каменный собор. В нижнем этаже его теплый храм во имя Сретения Господня с приделом во имя Коневской Божьей Матери. Внутренность храма раскрашена разными колерами, главный иконостас расписан под красное дерево; колонны и резьба вызолочены; иконостас в приделе—красного дерева с позолоченною резьбою, иконы с золотым фоном; иконы на столбах и по стенам—все в серебряных ризах; хоругви малинового бархата, изящно вышитые золотом; иконы на них—кисти известного художника Боровиковского. В этом храме находятся главные святыни обители.

Близ левого клироса—святая чудотворная икона Коневской Божьй Матери и на обратной её сторон Нерукотворенный образ Христа Спасителя. Великолепный киот, в котором помещена икона, резной с колоннами и капителью, весь вызолоченный; пьедестал киота—из красного дерева с позолоченною резьбою. Икону Богоматери покрывает серебряная вызолоченная риза, украшенная жемчугом, бриллиантами, яхонтами, изумрудами и другими камнями. Риза на Нерукотворенном образе серебряная, позолоченная. К венцу Спасителя привешан золотой складень с частью ризы Господней.

На левой стороне, у входа, на месте многовекового покоя Преподобного Арсения, коневского чудотворца, где под спудом почивают его святые мощи, на амвоне, обтянутом красным сукном, возвышается серебряная изящной отделки святая рака, работы известного мастера Верховцева; на верхней доске её во весь рост рельефно изображен Преподобный, на правой—его погребение, на левой—прибытие на Коневец, в ногах— отправление с Афонской горы и в головах — свиток с его биографией. Весу в раке всего серебра -четыре пуда двадцать восемь фунтов. Над ракою распростерт великолепный деревянный резной вызолоченный балдахин с малиновыми бархатными завесами.

Против раки, на правой стороне у колонны на возвышении, обтянутом красным сукном, — большой ковчег в форме аналогия из накладного серебра. В этом ковчеге сохраняются серебряные кресты и ковчежцы, в которых помещены нетленнея частицы от святых мощей разных угодников Божиих.

В верхнем этаже собора—холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Он дышет простором, ярко освещён многими окнами, с пролетным куполом. Купол, потолок и стены его расписаны под разноцветный мрамор; повсюду фресковые священные изображения: в куполе—Господа Вседержителя и святых небесных сил безплотных; на столбах—святых апостолов, святителей и преподобных, по правую сторону—святых царей, князей, мучеников, и по левую—святых цариц, княгинь, мучениц; над карнизами—события из священной истории Нового Завета: нагорная проповедь, беседа Господа с самарянкою, с Никодимом, явленіе Воскресшего Господа Марии Магдалине; па задней стене—возвращение блудного сына и благодетельный самарянин. Иконостас—белый, украшен богатою, вызолоченною резьбою; все пилястры, колонны, рамы, карнизы его блестят сплошь золотом; царские врата—резные, вызолоченные; иконы все в византийскомъ стиле. Хоругви—изящные бронзовые, отлично вызолоченные, с разноцветными каменьями, работы Верховцева, дар купца Селиванова. В алтаре, на горнем месте—копия с чудотворной иконы Коневской Божьей Матери в увеличенном размере. Она помешена в серебряных облаках с большими во все стороны золотыми лучами, на крыльях двух золотых херувимов. Золотистое окно придает ей приятное освещение.

Кроме собора в самом монастырском корпусе, на восточной стороне, устроены две церкви: одна в юго-восточном углу—во имя Святителя и Чудотворца Николая, другая—в северо-восточном—во имя Преподобного Арсения, коневского чудотворца,—обе небольшие.

В церкви Святителя Николая обращает на себя внимание древний иконостас. В год шведского разорения он был взят коневскими монахами в Деревяницкий монастырь и оттуда, при возобновлении Коневской обители, принесен обратно. В этой церкви под резным балдахином помещен находившийся на старинной деревянной раке прекрасной живописи образ Преподобного Арсения, коневского чудотворца, во весь рост; на противоположной стороне в изящном резном киоте в искусственных цветах красуется образ Коневской Божьей Матери. Так сгруппирована в этой церкви священная древность обители.

Церковь во имя Преподобного Арсения, коневского чудотворца, раскрашена разными колерами; иконостас разделан под белый мрамор; колонны и резьба вызолочены; иконы частью—в серебряных ризах, частью—живописной монастырской работы. На горнем месте в алтаре изображен распятый Господь во весь рост; верх фона— мрачные, густые облака, низ—начатки зари с изображением Иерусалима. Сень над распятием— вся деревянная, резная, монастырской работы; колонны её разделаны под разноцветный фарфор, завеса—под малиновый бархат, бахрома, шнур и кисти — под матовое золото.

Ризница монастырская находится в здании собора, в двух этажах; в ней обращают на себя благоговейное внимание 1) древние святыни: крест деревянный, обложенный серебром, со святыми мощами «Начальника Арсения да игумена Иоанна»; деревянный ковш, оправленный в серебро, бывший в употреблении у Преподобного Арсения, коневского чудотворца, и покров на раку Преподобного, пожертвованный в 1551 году,—и 2) царские приношения: от Императрицы Елизаветы Петровны— напрестольное евангелие, обложенное серебром, одежда на престол и одежда на жертвенник белого атласа, шитые шёлком, и стихарь золотой парчи, от Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны — покров на раку Преподобного богатой золотой парчи с шелковыми букетами и целый собор риз и одежд на престол и жертвенник золотой парчи, и от Великого Князя Константина Николаевича—серебряный вызолоченный напрестольный крест, украшенный стразами и бирюзою.

Библиотека монастырская помещается в башне над восточными воротами. Хранящиеся в ней книги преимущественно содержания духовного, богослужебные, свято-отеческие; есть в ней несколько аскетических рукописей и старопечатных изданий. Библиотека постепенно пополняется периодическими духовными изданиями и выдающимися произведеніями как духовной, так и светской научной литературы.

На восточной стороне, за монастырем, расположились братское кладбище, обнесенное каменною оградою с небольшими башнями, каменный двух-этажный с мезонином дом для помещения мастерских рабочих, двух-этажный каменный флигель при скотном дворе и деревянная конюшня.

Для приёма поклонников при обители две гостиницы: одна—каменная, двух-этажная с мезонинами и другая—деревянная, также двух-этажная с мезонином. Обе гостиницы снабжены необходимою мебелью. Платы за кельи и за содержание не установлено: вознаграждение за все предоставляется усердию посетителей. Для бедных финнов на берегу построен небольшой каменный двух-этажный дом. По два, по три дня гостят нищие в обители на продовольствии монастырском.

В окрестностях острова для любителей безмолвия и уединенной жизни—два скита: один— на Святой горе, где некогда в уединении подвизался Преподобный Арсений; другой—во Владычной лахте, где первоначально устроен был монастырь, в котором посетил Преподобного святой Евфимий, владыка новгородский. Скит на Святой горе каменный, одноэтажный, имеет форму четырехугольника, среди которого возвышается небольшая каменная церковь с колокольнею. Церковь освящена во имя Казанской иконы Божьей Матери; иконостас её белый с вызолоченною резьбою. В ней обращают на себя внимание местные иконы Нерукотворенного образа и Казанской Божьей Матери и вверху иконостаса резной распятый Господь с предстоящими; в алтаре на горнем месте большая икона Казанской Божьей Матери в особенном киоте в русском стиле с вызолоченною резьбою. Братия, проживающая в скиту, занимается неумолчным чтением псалтыри и поминовением всех благотворителей, записанных в их синодике. В день памяти Преподобного Арсения, 12 июня, ежегодно бывает сюда крестный ход из обители.

Скит при Владычной лахте каменный, двух- этажный. Прекрасная каменная его церковь освящена во имя Коневской Божьей Матери. Иконостас её расписан под малахит и украшен вызолоченною резьбою. Кругом скит обнесен каменною оградою. В день храмового праздника, 10 июля, совершается сюда крестный ход из монастыря.

Внутреннюю жизнь обитателей Коневского острова составляют труд и молитва. Исполняя большую часть своих нужд собственными руками, они трудятся с раннего утра до позднего вечера. Сами они возделывают свои огороды и сады; сами убирают покосы, рубят и колят дрова; трудятся в поварной, хлебенной и на рыбной ловле; сами шьют одежду и обувь и занимаются разными ремеслами. Трудясь на общую пользу по мере своих сил и способностей, каждый из них получает все нужное для жизни от монастыря. Трапеза всем общая. Во время трапезы чередной громко читает или поучения из свято-отеческих писаний, или жития святых. Молитве братья посвящают начало и конец каждого дня; в праздники-же все они сходятся на все церковные службы.

Богослужение в обители совершается с полным соблюдением устава. Каждый день служится две божественные литургии—ранняя и поздняя, на которых неопустительно ежедневно поминаются все имена благотворителей, записанный в церковные синодики. Утреня в будни начинается в три часа, по праздникам в два часа; ранняя обедня сряду после утрени, поздняя—в 9 часов; вечерня зимою—в 5 и летом—в 6 часов; после ужина в церкви ежедневно бывает правило, состоящее из помянника и молитв на сон грядущим. Чтение в церкви громкое и неспешное; пение — столпового напева, простое и понятное, доходящее до души. После утрени и вечерни, умилительным напевом среди храма братья ежедневно поют кондак Пресвятой Владычице Богородице: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякая избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: аллилуйя».

Так, по милости Божией, благоукрасился Коневский монастырь. Теперь подвигом благочестия Бога ради подвизаются в нём до 200 братьев; посещают его и венчанные поклонники, и святые архипастыри, и тысячи богомольцев; многие рабочие находят в нём средства трудами пропитывать себя и свои семейства; нищие, бедные и странные получают от него пищу и многообразные пособия, и на все нужды святой Церкви и отечества слышится от него полный любви отголосок.